15.12.2016

ИНДУСТРИЯ ДЕРЖИТ УДАР

Термически обработанная древесина завоёвывает всё большую популярность в строительстве, а спрос на материалы из термодревесины продолжает расти.

По данным Institut für Hoztechnologie в 2015 году европейские страны произвели 400,000 м3 термически-обработанной древесины. Эта цифра включает в себя в том числе и долю компаний, входящих в Международную ассоциацию термообработки (International ThermoWood Association), которые производят термодревесину под брендом ThermoWood. Ассоциация сообщила, что за прошедший год её члены произвели 159,333м3 древесины, по сравнению с 18,799м3 в 2001 (статистика за 2016 год будет доступна в январе 2017).

«Бренд ThermoWood вышел на рынок в конце 1990-х и с 2001 года мы наблюдаем стабильный рост объема производства», – заявил представитель Ассоциации Юкка Ала-Виикари. «ThermoWood становится всё более узнаваемым на рынке».

Финская компания Lunawood – мировой лидер по производству термодревесины и член Ассоциации не так давно доказала своё уверенное положение на рынке, благодаря поглощению деревообрабатывающей компании Metsä Wood в городе Каскинен.

«Lunawood и ранее была крупнейшим производителем термодревесины в мире, а с приобретением Metsä Wood годовая производственная мощность компании выросла с 81,000м3 до 105,000м3», говорит Улла Виитасало, менеджер отдела экспорта компании Lunawood. «Спрос на термодревесину ThermoWood растёт в среднем на 10%, а продажи компании увеличиваются на 15% ежегодно».

Представители Stora Enso, также входящей в Ассоциацию, отмечают увеличивающийся спрос на термодревесину «благодаря росту интереса к экологически чистым и безопасным материалам». Сотрудник отдела маркетинга и коммуникаций Stora Enso Катрине Уоллениус сообщает, что термически обработанная древесина почти никогда не конкурирует с аналогами, полученными другими способами модификации – сюда относится продукция компаний Accoya, Kebony и Lignia – несмотря на то, что все эти виды применяются для одних и тех же целей.

«Люди действительно стараются уделять всё большее значение экологии при строительстве», – соглашается Улла Виитасало. «Lunawood производит свою продукцию без применения химических добавок из финской древесины, имеющей сертификат PEFC и соответствующей всем требованиям индустрии. Соотношение цены и качества оптимальное, наша продукция ценится покупателями».

Производство термодревесины ThermoWood в основном направлено на экспорт и ключевым рынком остаётся центральная Европа. По статистике Ассоциации в 2015 году всего 6% произведенного объема было реализовано в Финляндии, в то время как 76% было экспортировано в Евросоюз, а оставшиеся 18% – в другие страны.

«Самым крупным единым рынком для нашей компании всё равно остаётся Финляндия, но больше 90% продукции идёт на экспорт», – говорит Виитасало. Среди стран Европы, в которые экспортируется термодревесина и где наблюдается рост продаж – Великобритания, Франция, Бельгия, Германия, а также Скандинавские страны. В остальных экспортных направлениях спрос ежегодно увеличивается в Индии, Южной Корее, Австралии и Японии.

«Мы не можем предсказать, как выход Великобритании из Евросоюза отразится на индустрии», говорит Ала-Виикари. «Всё будет зависеть от курса валют, динамики цен и того, появятся ли какие-либо конкурирующие продукты на рынке, а также, как сложится торговые отношения между Великобританией и Евросоюзом. Но мы считали и продолжаем считать, что термодревесина отлично подходит британскому климату».

В Lunawood тоже выражают надежду на скорую нормализацию деловых отношений. «В краткосрочной перспективе мы видим, что падение курса фунта сказалось на стоимости ввозимых в Великобританию товаров – импортируемая продукция выросла в цене, что отразилось на наших продажах», говорит Улла Виитасало. «В последние годы в Британии начали появляться всё новые предприятия в сфере строительства – стартапы, и я бы хотела надеяться, что ослабление валюты не станет для них началом кризиса».

«Компании, входящие в Ассоциацию, постоянно разрабатывают новые продукты, заявляет Ала-Виикари. «Появляются новые профили, клеёные деревянные конструкции, системы креплений, разрабатываются новые возможности конечного применения продукции.

Ассоциация каждый год выделяет ресурсы для проведения научно-исследовательских работ, к примеру, на разработку процесса термической обработки определенных сортов древесины, на сортировку сырья по классам, технические испытания и так далее».

Среди последних разработок компании Stora Enso – модифицированная древесина, получаемая в результате совмещения двух процессов: термической обработки и пропитки маслом (более подробная информация доступна на сайте компании), а также термодревесина ThermoWood с улучшенными огнестойкими свойствами.

Lunawood, со своей стороны, вывела на рынок новый продукт – клееную доску LunaLam.

«Мы смогли запустить производство доски более широкого профиля, до 300 мм», сказала Улла Виитасало. «Обработанные на станке доски можно использовать как в качестве террасной доски, так и для облицовки. Мы продаём и нестроганые доски, которые наши клиенты используют для строительства солнечных экранов». Улла добавила, что компания старается искать новые способы применения своей продукции вместе с клиентами.

Новые продукты с большей вероятностью смогут заинтересовать дистрибьюторов в Великобритании, которые также отмечают ежегодный рост продаж. Один из таких дистрибьюторов – Snows Timber.

«В данный момент рынок для покупки термодревесины ThermoWood достаточно благоприятный», считает Энди Джонс, менеджер по продажам Snows Timber в северных регионах. Сейчас, чтобы обеспечить достаточный объем товара, мы закупаем продукцию у целого ряда поставщиков, все они являются членами Ассоциации.

Несмотря на то, что в Snows Timber первую позицию по розничным продажам в категории материалов для внешней облицовки по-прежнему занимает кедр, за последние полтора года продажи термодревесины из той же категории увеличились примерно на 25%.

«Термодревесина становился всё более узнаваемой среди покупателей, но мы считаем, что увеличение продаж в большей степени связано с ценовым фактором. По сравнению с кедром и лиственницей, термодревесина значительно привлекательнее в цене, и это преимущество нельзя недооценивать», – говорит Энди Джонс.

Компания реализует только обработанные облицовочные доски из термодревесины, которые в основном используются в крупномасштабном строительстве социальных объектов от больниц до школ.

«Мы производим террасную доску небольшими партиями, хотя надо признать, что мы не нашли другого материала, который бы настолько хорошо подходил для облицовки. Но, возможно, дело в конкуренции со стороны других привлекательных вариантов, представленных у нас, как, к примеру террасная доска из сертифицированного салового дерева.

Так как мы достаточно крупная компания и в основном получаем заказы на облицовочную доску тоже от больших компаний, в том числе государственных строительных фирм, для них важно то, что мы можем доставлять продукцию напрямую к объекту строительства.

Мы помогаем оптовым клиентам наших подрядчиков, консультируем клиентов по техническим вопросам и предоставляем образцы продукции. International Timber – крупнейший поставщик и дистрибьютор древесины в Великобритании – закупает термически обработанную древесину у производителя в Финляндии, с которым у компании сложились очень крепкие деловые отношения. Представители компании заявляют, что «продукция из термодревесины способствует росту продаж отделочной и террасной доски».

«Продажи растут в связи с тем, что термодревесина завоёвывает популярность на рынке», говорит Джон Доуд, директор отдела управления товарными категориями в International Timber. «Несомненно, наше преимущество в том, что продукция находится на наших складах, что позволяет значительно сократить время на доставку, а это именно то, в чём нуждается большинство клиентов».

Кроме того, компания закупает модифицированную древесину Accoya. Джон Доуд заявляет, что выбор для клиента между термически и химически модифицированной древесиной зависит от области применения.

Согласно Доуду, большая часть объема продаж термодревесины приходится на доски для облицовки, а сами заказы поступают напрямую от строителей или субподрядчиков, которые следуют инструкциям архитекторов.

Lunawood хранит значительное количество продукции в складах в порту Тилбер для продажи на территории Великобритании и Ирландии, а единственным торговым представителем компании в Британии остаётся MBM Speciality Forest Products (MBM SFP) и, как считает её директор Брайан Эдвардс, это позволяет развивать более близкие и доверительные торговые отношения.

«Ежегодно продажи растут примерно на 15%, – заявляет Брайан Эдвардс. Отчасти этому способствует всё возрастающее признание улучшенных свойств термодревесины и связанных с этим преимуществ. ThermoWood сохраняет конкурентное превосходство над другими аналогами из древесины твёрдых пород».

Он также отмечает, что бренд ThermoWood удержит свои позиции на рынке, несмотря на выход Великобритании из Евросоюза и последующее за этим ослабление фунта.

«Ослабление британской валюты отразилось на всех одинаково – ослабли позиции у продукции из туи складчатой, сибирской лиственницы и других твердолиственных пород, а также модифицированной древесины Accoya и Kebony. Учитывая то, что британская строительная отрасль продолжает развиваться, мы ожидаем дальнейший рост позиций компании Lunawood, в том числе и в связи с тем, что более дорогостоящие альтернативы будут выходить за рамки бюджета некоторых строительных проектов».

В компании отмечают, что продажи Lunawood в основном приходятся на материалы для внешней облицовки и террасные доски, а также говорят об увеличивающемся спросе на продукцию для промышленного применения, где самую важную роль в выборе материала играет стабильность и высокая влагостойкость. Один из продуктов компании – широкая клееная доска LunaLam – используется для широких солнечных панелей и укладки пола.

Рынок композитной термодоски тоже продолжает расти и один из продуктов Lunawood – LunaComp, который получают в результате соединения древесных волокон и переработанных полимеров – присутствует в ассортименте MBM SFB.

Необходимо отметить, что MBM недавно объявила о своих планах подписать договор с эстонским производителем термодревесины Thermory и представить в Великобритании термодревесину премиального класса из американского ясеня.

Брайан Эдвардс отметил, что термодревесина из американского ясеня обладает глубоким тёмно-коричневым оттенком и идёт в комплекте со специальными креплениями, которые позволяют легко вынимать любую доску из настила. Кроме того, доски идеально подогнаны друг к другу, что позволяет использовать материал с минимальным остатком.

В этом году британская компания Vastern Timber запустила новый бренд термодревесины Brimstone на крупнейшей выставке технологий экологического строительства Ecobuild и недавно получила премию британского журнала Timber Trades Journal TTJ Awards в категории «Применение новаторского подхода к усовершенствованию древесины». Премия ежегодно спонсируется TRADA – независимой организацией, выдающей сертификаты в сфере экологии и возобновляемых ресурсов.

Вырубаемые в Великобритании ясень, тополь и клен сейчас проходят термическую обработку во Франции на лесопильном заводе Ducerf, но компания надеется получить финансирование и перенести производство в страну. Продукт в первую очередь найдет применение в индивидуальном строительстве, в том числе постройке экодомов, и будет скорее нишевым, чем массового спроса.

По мнению представителей Vastern Timber, это новый глоток воздуха в британской лесой промышленности.